Реализация внеурочной деятельности младших школьников через социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования

28 февраля 2012 - Вялкова Е.Г.

Реализация внеурочной деятельности младших школьников через социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования.

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.

Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.

 Школа должна создать условия по организации целостного пространства  духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, физически и психически здоровой личности, обладающей внутренней и внешней культурой, способной к активной творческой и полезной деятельности, к самоорганизации развития своих возможностей и самоопределению в жизни. С поступлением  ребенка в школу начинается новый период  его социальной  жизни, он становится школьником.    Ведущей деятельностью становится учебная деятельность, которая существенно изменяет характер его поведения. Образовательный план ФГОС второго поколения  открыл новые возможности развития познания, сознания и  способностей ребенка. Изменяются его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. С помощью педагога школьник формирует свою систему ценностей и отношений, в том числе, прав  

Реализация внеурочной деятельности младших школьников через социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования.

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.

Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.

 Школа должна создать условия по организации целостного пространства  духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, физически и психически здоровой личности, обладающей внутренней и внешней культурой, способной к активной творческой и полезной деятельности, к самоорганизации развития своих возможностей и самоопределению в жизни. С поступлением  ребенка в школу начинается новый период  его социальной  жизни, он становится школьником.    Ведущей деятельностью становится учебная деятельность, которая существенно изменяет характер его поведения. Образовательный план ФГОС второго поколения  открыл новые возможности развития познания, сознания и  способностей ребенка. Изменяются его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. С помощью педагога школьник формирует свою систему ценностей и отношений, в том числе, прав и обязанностей.

 Актуальность данного проекта обуславливается:

 -социальными  партнёрскими отношениями школы с организациями дополнительного образования детей;

-мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

-необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

-спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;

-необходимостью создания модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Цель: разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта через социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования.

Задачи:

·        выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

·        оказание помощи в поисках «себя»;

·        создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·        формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

·        развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

·        создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

·        развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

·        оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;

·        расширение рамок общения с социумом.

Краткое описание проекта 

В МОУ Средней общеобразовательной школе п. Новопавловка внедрение ФГОС второго поколения началось в сентябре 2011года в 1-ых классах. Образовательный процесс организован в рамках программы «Школа 2000» (математика Л.Г. Петерсон) и «Школа 2100». Воспитание и социально-педагогическая поддержка учеников осуществляется как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

В настоящий период, когда появляются новые формы, методы  и модели обучения в школе, важно не допустить рас­согласования  преемствен­ности с дополнительным образованием.

На территории посёлка находится Дом детского творчества, Школа искусств, ДЮСШ, детская библиотека, Центр досуга «Каскад», что составляет социокультурный комплекс поселка.  

Работа, которая ведется  по созданию социокультурного комплекса на ассоциативной основе, позволяет закрепить партнерские отношения между школой и учреждениями дополнительного образования. Организации, входящие в социокультурный комплекс,  сохранили свою самостоятельность, взаимоотношения со школой строятся на основе заключенных соглашений.

В школе подготовлена нормативно-правовая  база для реализации данного проекта.  Этому способствует Положение  о социальном партнерстве школы и учреждений дополнительного образования и заключенные на его основе  договора о социальном партнерстве с детской школой искусств (ДШИ), домом детского творчества (ДДТ),  детско-юношеской спортивной школой (ДЮСШ), Центром досуга «Каскад».        

Для реализации проекта  в школе создана творческая группа «Творцы», в состав которой вошли учителя начальных классов, педагоги Детского дома творчества, педагоги Детской школы искусств и Центра досуга, тренеры спортивной школы, библиотекарь детской библиотеки. Педагоги, входящие в состав группы, имеют: высшую категорию - 2человека, первую категорию – 6 человек.

Исходя из этого, в школе намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

·        изучение запросов родителей и детей;

·        разработка Положения о внеурочной деятельности;

·        составление перечня программ внеурочной деятельности;

·        подбор кадров для проведения внеурочных занятий;

·        заключение договоров с учреждениями дополнительного образования;

·        комплектование эстетического класса;

·        разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

·        материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

·        информирование родителей о системе внеурочной деятельности.  

Творческой группой были проведены экскурсии в Детскую школу искусств, в Дом детского творчества, ДЮСШ. Педагогами ДДТ проведено родительское собрание, на котором представлены презентации кружков. Проведен опрос родителей и выявлены их предпочтения.

Образовательное учреждение  работает в режиме двух смен, поэтому внеурочная деятельность учащихся организована  во второй половине дня.

Внеурочная деятельность  включает в себя:

 

   

Направления деятельности

Место проведения

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

1

Спортивно – оздоровительная деятельность.

 

 

 

1.1

Кружок «Чемпион»

ДЮСШ

 

33

1.2

Кружок «Игровичок»

ДЮСШ

 

33

1.3

Ритмика

ДДТ

 

33

1.4

Секция «Юный гимнаст»

Школа

 

33

1.5

Секция «Лыжник»

ДЮСШ

 

33

 

 

 

 

 

2

Познавательная деятельность

 

 

 

2.1

Учусь владеть собой

ДДТ

33

 

2.2

Светофорчик

ДДТ

 

33

2.3

Информатика

Школа

33

 

 

 

 

 

 

3

Художественно-эстетическая  деятельность

 

 

 

3.1

ИЗО

Школа искусств

66

 

3.2

Ритмический оркестр

Школа искусств

 

66

3.3

Музыкальная литература

Школа искусств

66

 

3.4

Кружок «Кукольный»

ДДТ

 

33

3.5

Кружок «Рисовашка»

ДДТ

33

 

 

 

 

 

 

4

Общественно-полезная деятельность

 

 

 

 

 

4.1

Кружок « Помогайка»

Школа

 

33

4.2

Кружок «Рукоделие»

ДДТ

 

33

4.3

Студия «Мастерица»

ЦД «Каскад»

 

33

5

Проектно-исследовательская деятельность.

 

 

 

5.1

Кружок «Юный техник»

ДДТ

 

33

 

Среди основных направлений по результатам опроса родителей и анкетирования детей приоритетным выбрано художественно-эстетическое направление через создание художественно-эстетического класса при ДШИ. Занятия проходят три раза в неделю. Учащиеся занимаются в изостудии, изучают музыкальную литературу, навыки ритмического оркестра, осваивают музыкальный инструмент, занимаются в детском хоре. 

Для реализации данного проекта созданы необходимые условия. Занятия проводятся в кабинетах, оснащенных ИКТ, ТСО (интерактивный комплекс, телевизор с DVD, магнитофоны, проектор). Оборудован спортивный зал.

Программа внеурочной деятельности разработана с учётом минимального финансирования и максимального развития детей.

Основные этапы реализации программы:

·         подготовительный

·         первый (1 класс)

·         второй (2,3 классы)

·         третий (4 класс)

Сроки реализации:  2011 – 2015г.г.

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования  строго ориентированы на воспитательные результаты.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь  (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

Ожидаемые результаты:

·        развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

·        приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

·        формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

·        воспитание уважительного отношения к своему поселку, школе;

·        формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

·        увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

·        воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

·        формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

·        реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта.

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 4752 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

          Муниципальное образовательное учреждение

          Средняя общеобразовательная школа

          п.Новопавловка, ул.Чапаева, 19

          тел./факс: 8(30236)49181

          e-mail: n-p.shkola@yandex.ru