Образ русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

3 декабря 2012 - Ведерникова Т.М.

                                                                                                                                                                                                            

                                     Образ русского солдата

              в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

 

      Любая война со временем становится историей. Но так ли это? Ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

      Россия и русский народ пережили на своем веку множество воин. О каждой из них со скрупулезной точностью рассказывают историки, а писатели и поэты помогают увидеть страдание и слезы, предательство и преданность, счастье и горе.

      Когда речь заходит о 1812 годе, о Бородинской битве, мы вспоминаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

     200 лет назад русская армия мужественно сражалась с неприятелем, а 175 лет назад М.Ю. Лермонтов рассказал о  стойкости, верности, силе духа русских в  Отечественной войне.

     Лермонтов  родился в год, когда последние русские полки возвращались из Франции. Все вокруг с детских лет говорило Лермонтову об Отечественной войне, все напоминало о бородинской победе: и еще не отстроенная Москва; пушки, отбитые у неприятеля; грудь ветерана, увешенная крестами; рассказы множества очевидцев. Мальчик рос среди воспоминаний об Отечественной войне, прежде всего своего отца, капитана в отставке, который в 1812г вступил в народное ополчение, двоюродного деда, генерала Никиты Арсеньева. Все происходящее не могло не отразиться в творчестве поэта.

    «Бородино» впервые появилось в 1837 году в шестой книге журнала «Современник».

      По мнению В. Н. Турбина, непосредственным поводом к переделке юношеского стихотворения «Поле Бородина» послужила юбилейная лжепатриотическая шумиха и сочинение Булгарина Фаддея, некоторые выражения которого намеренно использованы Лермонтовым в полемических целях.

    «Бородино» - первое произведение, напечатанное с его подписью и с его ведома.  Оно принесло известность поэту.

    Что же так привлекало внимание читателя и критиков?

    Впервые в русской поэзии  появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку.

     Обратимся к содержанию.

     В стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват». Бородинская битва описана «изнутри», самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем  истории, вершителем судеб России и Европы.

    Обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку:

                Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий

               Французы двинулись, как тучи

                И все: на наш редут

                                 * * *

                Изведал враг в тот день не мало,

               Что значит -  русский бой удалый,

                Наш рукопашный бой!

     Несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. Старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения:

 

            Вам не видать таких сражений!..

            Носились знамена, как тени,

            В дыму огонь блестел,

            Звучал булат, картечь визжала,

            Рука бойцов колоть устала,

            И ядрам пролететь мешала

            Гора кровавых тел.

 

     Сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («Забил снаряд я в пушку туго»).

     Предположительно, рассказчик  находился на батарее генерала Н.Н. Раевского. Но почему Лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»Чужие изорвать мундиры о русские штыки»)? Это можно объяснить тем, что Лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за Родину свою». Своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину:

                    Да, были люди в наше время

                    Не то, что нынешнее племя:

                    Богатыри - не вы!

      Русский человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню:

                     Не будь на то Господня воля,

                     Не отдали б Москвы!

      Вторгшийся в Россию враг горд, самоуверен, надменен. Напротив, защитник Отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход:

                    Но тих был наш бивак открытый:

                    Кто кивер чистил весь избитый,

                    Кто штык точил, ворча сердито,

                    Кусая длинный ус.

     

      Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали!» и приносят победу:                   

                      Что тут хитрить, пожалуй, к бою;

                      Уж мы пойдем ломить стеною,

                      Уж постоим мы головою

                      За Родину свою!

       Любовь к Родине русского человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников.

           В стихотворении «Бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. Современное поколение, по мнению автора, неспособное на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлых поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими.                      

         Герой «Бородино» - участник отечественной, общенародной, настоящей войны. Он сильный, гордый, смелый, он – русский человек.

        Вкладывая рассказ о Бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. Победа в войне 1812 г – заслуга русского народа. Патриотизм - сила, консолидирующая все слои общества. Народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «Бородино» соединились элементы сказа, баллады, оды, лирического монолога.

 

         В. Г. Белинский увидел в этом стихотворении жалобу «на настоящее поколение; дремлющее в бедствии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел.

        Л. Н. Толстой считал «Бородино» зеркалом романа-эпопеи «Война и мир».

        По определению Л. В.Пумпянского, «Бородино» заключает в себе огромный материал для наблюдений и выводов.

       Прошло много лет, а стихотворение не утратило свою значимость для нас, живущих в 21 столетии.

    К этому стихотворению следует подходить как к открытию, имеющему в русском художественном творчестве огромное значение и изучать историческое событие, Отечественную войну 1812 года, не только на основе исторических документов, но и через прочтение художественных произведений.

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                            

                                     Образ русского солдата

              в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

 

      Любая война со временем становится историей. Но так ли это? Ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

      Россия и русский народ пережили на своем веку множество воин. О каждой из них со скрупулезной точностью рассказывают историки, а писатели и поэты помогают увидеть страдание и слезы, предательство и преданность, счастье и горе.

      Когда речь заходит о 1812 годе, о Бородинской битве, мы вспоминаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

     200 лет назад русская армия мужественно сражалась с неприятелем, а 175 лет назад М.Ю. Лермонтов рассказал о  стойкости, верности, силе духа русских в  Отечественной войне.

     Лермонтов  родился в год, когда последние русские полки возвращались из Франции. Все вокруг с детских лет говорило Лермонтову об Отечественной войне, все напоминало о бородинской победе: и еще не отстроенная Москва; пушки, отбитые у неприятеля; грудь ветерана, увешенная крестами; рассказы множества очевидцев. Мальчик рос среди воспоминаний об Отечественной войне, прежде всего своего отца, капитана в отставке, который в 1812г вступил в народное ополчение, двоюродного деда, генерала Никиты Арсеньева. Все происходящее не могло не отразиться в творчестве поэта.

    «Бородино» впервые появилось в 1837 году в шестой книге журнала «Современник».

      По мнению В. Н. Турбина, непосредственным поводом к переделке юношеского стихотворения «Поле Бородина» послужила юбилейная лжепатриотическая шумиха и сочинение Булгарина Фаддея, некоторые выражения которого намеренно использованы Лермонтовым в полемических целях.

    «Бородино» - первое произведение, напечатанное с его подписью и с его ведома.  Оно принесло известность поэту.

    Что же так привлекало внимание читателя и критиков?

    Впервые в русской поэзии  появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку.

     Обратимся к содержанию.

     В стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват». Бородинская битва описана «изнутри», самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем  истории, вершителем судеб России и Европы.

    Обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку:

                Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий

               Французы двинулись, как тучи

                И все: на наш редут

                                 * * *

                Изведал враг в тот день не мало,

               Что значит -  русский бой удалый,

                Наш рукопашный бой!

     Несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. Старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения:

 

            Вам не видать таких сражений!..

            Носились знамена, как тени,

            В дыму огонь блестел,

            Звучал булат, картечь визжала,

            Рука бойцов колоть устала,

            И ядрам пролететь мешала

            Гора кровавых тел.

 

     Сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («Забил снаряд я в пушку туго»).

     Предположительно, рассказчик  находился на батарее генерала Н.Н. Раевского. Но почему Лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»Чужие изорвать мундиры о русские штыки»)? Это можно объяснить тем, что Лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за Родину свою». Своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину:

                    Да, были люди в наше время

                    Не то, что нынешнее племя:

                    Богатыри - не вы!

      Русский человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню:

                     Не будь на то Господня воля,

                     Не отдали б Москвы!

      Вторгшийся в Россию враг горд, самоуверен, надменен. Напротив, защитник Отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход:

                    Но тих был наш бивак открытый:

                    Кто кивер чистил весь избитый,

                    Кто штык точил, ворча сердито,

                    Кусая длинный ус.

     

      Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали!» и приносят победу:                   

                      Что тут хитрить, пожалуй, к бою;

                      Уж мы пойдем ломить стеною,

                      Уж постоим мы головою

                      За Родину свою!

       Любовь к Родине русского человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников.

           В стихотворении «Бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. Современное поколение, по мнению автора, неспособное на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлых поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими.                      

         Герой «Бородино» - участник отечественной, общенародной, настоящей войны. Он сильный, гордый, смелый, он – русский человек.

        Вкладывая рассказ о Бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. Победа в войне 1812 г – заслуга русского народа. Патриотизм - сила, консолидирующая все слои общества. Народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «Бородино» соединились элементы сказа, баллады, оды, лирического монолога.

 

         В. Г. Белинский увидел в этом стихотворении жалобу «на настоящее поколение; дремлющее в бедствии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел.

        Л. Н. Толстой считал «Бородино» зеркалом романа-эпопеи «Война и мир».

        По определению Л. В.Пумпянского, «Бородино» заключает в себе огромный материал для наблюдений и выводов.

       Прошло много лет, а стихотворение не утратило свою значимость для нас, живущих в 21 столетии.

    К этому стихотворению следует подходить как к открытию, имеющему в русском художественном творчестве огромное значение и изучать историческое событие, Отечественную войну 1812 года, не только на основе исторических документов, но и через прочтение художественных произведений.

 

 

 

 

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 56555 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

          Муниципальное образовательное учреждение

          Средняя общеобразовательная школа

          п.Новопавловка, ул.Чапаева, 19

          тел./факс: 8(30236)49181

          e-mail: n-p.shkola@yandex.ru